МАТЕРИЯ


МАТЕРИЯ
МАТЕРИЯ. Термин М. употребляется для обозначения двух понятий: М. как категории философской и М. как категории физики и естественных наук. М. как философская категория. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, к-рая дана человеку в ощущениях его, к-рая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин). С признанием М. объективной реальностью, существующей вне нашего сознания и независимо от него, неразрывно связан философский материализм. Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. Философы, утверждающие существование духа раньше природы, представляют идеалистическое направление. Для всех философов материалистического направления первичным является материя, природа. Формами существования М. являются пространство и время. «Основные формы всякого бытия суть пространство и время, и бытие вне времени представляет столь же большой абсурд, как и бытие вне пространства» (Энгельс). Наряду со временем всякий материализм признает протяженность М. ее основным и неотъемлемым свойством. Всякий процесс-природы есть материальный процесс, и в нем следовательно изменение во времени всегда связано с М., находящейся в определенном месте пространства. С другой стороны, всякое материальное тело, находящееся в определенном месте пространства, существует во времени. В этом коренное отличие всякого материализма от различных разновидностей идеализма. Виталисты напр. допускают существование нематериальных факторов, к-рые существуют вне времени и не имеют протяженности. «Последним основанием того многообразия в пространстве или во времени, к-рое мы наблюдаем в развитии организмов и в их поступках, должен быть признан фактор, сам по себе лишенный экстенсивного многообразия, т.е. локализации в пространстве или во времени. За этим фактором может быть признано лишь интенсивное многообразие. Энтелехия, не будучи многообразием в пространстве и во времени, создает таковое, подобно тому как акт художественного творчества, сам по себе не пространственный, выливается в создание пространственного характера» (Дриш). В противоположность подобным взглядам материализм признает материальность всех процессов природы. Процессов нематериальных, «интенсивных» по терминологии виталистов, не существует. Процесс художественного творчества, о к-ром говорит Дриш, так же как и процесс мышления, представляет особую форму движения органической М. Он также совершается в пространстве и во времени, неразрывно связан с М. «Помимо субстанции, обладающей протяжением, нет никакой мыслящей субстанции». Эту формулировку Гексли Плеханов называет «чрезвычайно удачным выражением материалистического взгляда на процессы сознания». Т. о. материя существует в пространстве и во времени, и время и пространство как формы существования М. являются также объективной реальностью. Одной из основных проблем является соотношением. идвижения. Диалектический материализм утверждает неотделимость движения от М. Не существует движения без М., так же как не существует М. без движения. «Оторвать движение от материи равносильно тому, чтобы оторвать мышление от объективной реальности, оторвать мои ощущения от внешнего мира, т. е. перейти на сторону идеализма» (Ленин).—Движение есть форма существования М. Мир есть движущаяся М. Пространство и время как формы существования М. неразрывно связаны друг с другом в движущейся М. «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий М. аттрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» (Энгельс). Все процессы яряроды суть переход одной формы движения М. в другую. Эти переходы одной формы движения в другую совершаются не вследствие внешних сил, понуждающих инертную М. менять свою форму движения, а в силу присущих каждой форме движения внутренних противоречий. В этом коренное отличие диалектического материализма от метафизического материализма, рассматривающего движение М. и переход одной формы движения в другую не как присущие от природы движущейся М., а как вносимые в материю посторонними силами извне .—Понятие самодвижения является одним из самых основных понятий диалектического материализма. М. как объективная реальность противостоит нам как нечто данное, как нечто несотворимое и неразрушимое. Отсюда следует, что и движение как форма существования М. несотворимо и неразрушимо. Как и М., движение не может исчезнуть. Одна форма движения М. может перейти в другую форму движения. Т. о. диалектический материализм утверждает всеобщую связь всех форм движения. «Предметом естествознания является движущаяся материя, тела. Тела нельзя отделить от движения. Формы и виды тел можно познать только в движении. Лишь в движении тело обнаруживает, что оно из себя представляет. Естествознание т. о. познает тела, рассматривая их в их соотношении друг к другу в движении. Познание различных форм движения и есть познание тел. Т. о. изучение этих различных форм движения является главным предметом естествознания» (Энгельс). М. как категория физики. Древнейшими представлениями о строении М. являются атомистические теории. Демокрит считал, что М. состоит из неделимых атомов, к-рые движутся в пустоте. В новое время атомистическая теория была возрождена Гассен-ди и Бойлем. Атомистические теории получают особое развитие в физике после создания Кла-узиусом, Больцманом и Максвеллом кинетической теории М. Эта теория принимает, что М. состоит из атомов, находящихся в непрерывном движении. Все свойства М. должны быть объяснены из движения и расположения атомов. В этом отношении кинетическая теория М. тесно связана с механистическим мировоззрением. Атомистическая теория принимает, что в основе своей материя прерывна, дискретна. Одностороннее признание классической физикой дискретности М. не может объяснить всю совокупность физ. явлений. Электромагнитные явления требуют для своего объяснения наличия непрерывной среды—эфира. Эфир классической физики является также материальной средой, но в отличие от обыкновенной М. не имеет атомистического строения, т. е. не состоит из дискретных частиц. Т. о. классическая физика принимала существование абсолютно непрерывного эфира наряду с дискретными атомами. Основной проблемой являлась проблема соотношения между атомами и эфиром, т. е. между прерывным и непрерывным строением М. Классическая физика стремилась свести прерывность к непрерывности, т. е. истолковать дискретные частицы как сгущения или особый вид движения материальной непрерывной среды—эфира. Наиболее важной из подобных попыток в истории физики является теория вихревого атома Вильяма Томсопа. Томсон принимал, что в основе своей М. абсолютно непрерывна и представляет как бы идеальную жидкость. В этой первоматерии существуют кругообразные вихревые движения. Гельмгольц показал, что если в идеальной жидкости создалось когда-либо вихревое кольцо, то оно существует вечно и не может быть разрушено или разделено на части. Пользуясь этой теорией Гельмгольца, Томсон принимал, что атом есть не что иное, как вихревое кольцо в эфире. Т. о. неделимый, дискретный атом выводится из движения непрерывной среды. Было сделано и еще много др. попыток вывести дискретный атом из непрерывности, но все они подобно попытке Томсона кончались неудачей. Были и попытки приписать эфиру атомистическое строение, т. е. стать на точку зрения чистой дискретности М., но и подобные попытки не привели ни к каким серьезным результатам. Неудовлетворительность модели вихревого атома В. Томсона состоит в том, что она дает объяснение только самым общим свойствам атома—неразрушимости, устойчивости его и дискретной природы. Однако оказалось невозможным, исходя из этой модели, объяснить свойства реальных тел (упругость, электрические свойства и пр.). А в этом именно л состоит необходимое условие, к-рое предъявляется к физ. модели атома. Принципиальная неудовлетворительность подобных теорий, стремящихся свести проблему строения М. только к чистой непрерывности или к чистой дискретности, с точки зрения диалектического материализма состоит в том, что в вопросе о строении М. становятся односторонне на точку зрения примата либо прерывности либо непрерывности. Прерывность и непрерывность представляют собой диалектическое противоречие; поэтому решение вопроса заключается не в одностороннем сведении прерывности к непрерывности или обратно, но в их синтезе, что между прочим подтверждается квантовой теорией строения материи.—В классической физике атомизмМ. принимался наряду с непрерывностью эфира. Между этими двумя видами М. не было никакой внутренней связи. Как сказано выше, попытки установить эту связь путем сведения атомов к образованиям в Hi непрерывном эфире или обратно потерпели неудачу. В новейшей физике стало в последнее время складываться принципиально иное решение вопроса, кладущее в основу идею синтеза прерывности и непрерывности. Основной проблемой современной физики является соотношение между корпускулой (электроном) и волновым процессом в непрерывной среде (эфире), т. к. волновое движение является одним из основных видов движения непрерывной среды. Когда новейшая физика занялась изучением внутриатомных процессов, то одним из важнейших открытий явились кванты (см. Квантов теория). В применении к теории строения М. теория квантов установила прерывность во внутриатомных процессах. Согласно воззрениям квантовой теории строения М. атом состоит из заряженного положительным электричеством ядра, вокруг к-рого вращаются отрицательно заряженные электроны.—Квантовый (прерывный) характер движения электронов заключается в том, что они могут двигаться вокруг ядра не по каким угодно орбитам, а только по определенным орбитам, составляющим дискретный ряд. Переход электрона с одной орбиты на другую совершается скачком. Т. к. оптические явления, явления излучения как видимого света, так и различных других лучей (рентгеновских и др.) связаны с перескоками электронов с одной орбиты на другую, то квантовая теория атома вносит прерывность в оптические явления, к-рые классической физикой считались прообразом непрерывности. Т. о. теория квантов открывает прерывистую структуру в тех явлениях, которые для классической физики служили прообразом непрерывности. В последнее время в связи с дальнейшим развитием квантовой теории были сделаны открытия, вскрывающие черты непрерывности в тех явлениях, к-рые раньше считались чисто дискретными. Девиссон и Джермер показали, что пучок электронов при отражении от кристаллов ведет себя так, как будто он представляет также и процесс в непрерывной среде. В пучке электронов, представляющем движение совокупности дискретных частиц, открыты явления диффракции, к-рые классическая физика считала свойственными только волновым процессам в непрерывной среде. Эти открытия по-новому ставят вопрос о строении М. Если классическая физика видела единственный путь к решению проблемы строения М. в одностороннем признании непрерывности М. и стремилась дискретность вывести из непрерывности, то современные физики начинают ставить вопрос о синтезе прерывности и непрерывности. Реальная М. и прерывна и непрерывна. Дискретный электрон неотделим от присущего ему волнового непрерывного процесса, и во всяком непрерывном волновом процессе (напр. распространении света) может быть вскрыта его прерывистая структура (кванты света). В проблеме М., признавая противоречивость структуры реальной М., современная физика вплотную подходит к точке зрения диалектического материализма. Следует однако отметить, что далеко не все физики стоят на точке зрения реальности противоречивой структуры М. и несводимости дискретности к непрерывности. В современной физике имеются все еще продолжающиеся попытки вывести прерывность из-непрерывности (школа Дж. Дж. Томсона); с другой стороны, ряд выдающихся физиков скло- нен приписывать противоречию прерывности и непрерывности не объективный характер, а признавать это противоречие лишь имеющим место в нашем сознании. Это направление (Иордан, Гейзенберг) часто доходит до идеалистического отрицания реальности атомов (Гейзенберг). В самое последнее время (1933—34 гг.) наши взгляды на строение материи претерпели дальнейшее изменение. Наряду с электроном и протоном, к-рые считались «последними» кирпичами материи, при изучении атомного ядра были открыты новые элементарные частицы: позитроны и нейтроны (см. Ядро атомное). Эти же открытия существенно меняют наши представления о строении атома и лишний раз подтверждают, что в природе нет последних неделимых абсолютно элементарных частиц материи (см. Ядро атомное, Квантов теория). Взаимоотношениефилософского и физ. понятия М. Данное выше философское определение М. является наиболее общим. Своеобразие определения М., к-рое дает Ленин, состоит в том, что «нельзя дать иного определения двух последних понятий гносеологии (материя и дух), кроме как указание на то, к-роо из них берется за первичное». Понятия материи и духа являются предельно широкими понятиями. Именно поэтому нельзя смешивать те определения М., к-рые даются физикой на каждом из этапов ее развития, с философским определением М., сохраняющим все свое значение несмотря на изменение наших взглядов на конкретную физ. структуру М. Ленин указывает, что в физике часто смешивают вопрос о том или ином строении М. с материей как с философской категорией. Подобное смешение приводит к физ. идеализму. Конец 19 в. знаменуется целым рядом открытий, в корне изменивших наши взгляды на строение М. Рентгеновские лучи открыли особую область явлений в эфире. Новое свойство рентген, лучей заключалось в том, что они свободно могли проходить сквозь непроницаемые для обычных видов излучения (видимый свет, лучи тепла) препятствия, напр. сквозь деревянную доску толщиной в несколько ем и даже сквозь нек-рые металлы. Явления радиоактивности произвели переворот во взглядах на атам. Открытый в 1898 г. новый хим. элемент—радий—обнару-жил способность самопроизвольно распадаться и выделять хим. элемент гелий. Неделимый и неизменный атом классической физики и химии оказался па самом деле делимым и изменяющимся. Более того, на явлениях радиоактивного распада атомов йыла доказана возможность перехода, превращения одного хим. элемента в другой. Хим. элементы, в которых классическая физика видела обособленные, неразложимые вещества, оказались внутренне_ связанными друг с другом, оказались образо-" ваниями единого процесса развития. Наконец электронная теория, рассматривающая электрический ток как движение мельчайших частиц электричества—электронов, установила, что, распадаясь, атом выделяет из себя электроны и следовательно имеет сложное строение. Элементарная частица М. классической физики, атом оказалась построенной из частиц электричества. Возникла электрическая теория материи. Основным свойством атома являлась его инертная масса, к-рая измерялась его весом. В явлениях радиоактивного распада стало возможным наблюдать электроны, движущиеся со скоростями, совершенно неведомыми классической физике. Если самыми большими скоростями для классической физики были скорости движения небесных тел, не превышавшие 30—• 50 км в секунду, то для движения электронов, выбрасываемых при радиоактивном распаде, были найдены чудовищные скорости—свыше 250 000 км в секунду.—Изучая движения электронов при этих скоростях опытным путем, физики установили, что величина массы электрона в противоположность воззрениям классической физики может изменяться в зависимости от скорости движения. Если этот факт был неизвестен классической физике, то это происходило потому, что во всех изучавшихся до радиоактивного распада явлениях физика имела дело с очень небольшими скоростями движения тел. Один из основных принципов классической механики и физики—принцип неизменности массы—оказался подорванным. Основным свойством массы классическая физика считала присущее всякому веществу свойство сохрапять приобретенное движение и оказывать сопротивление изменению состояния движения, в к-ром тело находится. Если мы хотим привести в движение покоящееся тело, то должны затратить известное усилие, известное количество энергии. Чем больше это усилие, тем больше масса тела. Для того чтобы сообщить одинаковую скорость велосипеду и паровозу, требуются разные усилия, разные количества энергии; поэтому мы и заключаем, что масса паровоза больше массы велосипеда. Это свойство всех тел оказывать сопротивление изменению движения физики называют инертной массой (косной, неподвижной). Это свойство обладать инертной массой классическая физика признавала только за М. Энергия, как уже было упомянуто, могла быть сообщена данному материальному телу, но от этого его масса не изменялась. Другими словами, энергия (согласно воззрениям классич. физики) не обладала массой. Те же опыты над быстро движущимися электронами показали, что нельзя проводить непроходимой границы между массой и энергией. Энергия также обладает массой. Масса и энергия являются различными видами движения М. Не может быть энергии без массы, так же как и не может существовать массы без энергии. Движущийся электрон обладает запасом электромагнитной энергии. Т. к. согласно воззрениям новой физики энергия обладает массой, то движущийся электрон обладает не только инертной массой, подобно массе незаряженного электричеством атома, но и электромагнитной массой. Оказывается даже (а при очень больших скоростях движения электронов это можно установить на опыте), что их инертная масса равна нулю и вся масса электрона состоит из электромагнитной массы. Инертная масса считалась классической физикой одним из основных признаков материальности тел. Т.к. инертная масса электрона оказалась равной нулю, то представителям старой физики казалось, что М. исчезает. Т. о. были в корне разрушены все те понятия, к-рые старая физика считала основными и незыблемыми. Неделимый атом стал делимым и подверженным развитию, масса перестала быть неизменной и переплелась с энергией, основными частицами М. оказались не неделимые инертные атомы, обладающие только свойством механического движения, а электрические частицы, электроны, вызываю- щие при своем движении сложные электромагнитные явления. Такая ломка не могла не отразиться и на механическом мировоззрении. Несмотря на блестящие успехи механического мировоззрения в начале 19 в., в физике атомов к концу 80-х гг. 19 в. накопился целый ряд фактов, к-рые не удавалось объяснить, исходя из механического мировоззрения. В особенности явления электромагнитные не поддавались механическому истолкованию, т. е. не удавалось вывести электрические и магнитные явления из движений ненаэлектрдзованных и не-намагниченных атомов. Пока электрические и магнитные явления оставались одной из частных областей физики, невозможность объяснить их механически представляла большой недостаток механического мировоззрения, но все же у большинства физиков была надежда включить и эту область физики в рамки механического объяснения. Положение изменилось существенным образом, когда с разложением атома на электроны стало ясным, что основу всех явлений представляют собой электромагнитные явления. Как раз та область явлений, в к-рой механическое мировоззрение отказывалось служить, оказалась лежащей в основе всех явлений. Не только пришлось внести коренные изменения в самые понятия массы, энергии, лежащие в основе механической физики, но и пришлось в корне пересмотреть взаимоотношения между механическим перемещением. и другими формами движения М. Механическое движение, к-рое раньше считалось основой и всеобщей формой движения, из к-рой должны были быть объяснены все остальные виды движения, само оказалось лишь частной формой движения, в основе к-рого лежит электромагнитное движение, подобно тому как атом в основе состоит из электронов. Невозможность механической теории электромагнитных явлений или же новые открытия, не укладывающиеся в рамки механического материализма, вызывают разочарование в механическом мировоззрении. Вместо господствующего механического направления возникают два основных течения.- Большая группа старых физиков (Лоренц, Томсон) продолжает оставаться на позиции механического мировоззрения и питает надежды в конце-концов уложить все новые явления в рамки механической физики. Другая группа физиков считает, что механическое мировоззрение потерпело крах. И так как материализм в физике этой эпохи выступал как механический материализм, то отсюда делается вывод, что потерпел крах материализм.—Т. о. оттого, что в корне изменились взгляды на строение М., что целый ряд свойств (инертная масса), к-рые классическая физика считала неотъемлемым свойством М., потеряли свой абсолютный характер, физики стали говорить, что «материя исчезла», что материализм опровергнут новейшим развитием физики.—На самом деле не М. исчезает, а исчезает тот предел, до к-рого мы знали М. «Исчезают такие свойства М., которые раньше казались абсолютными и неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса) и к-рые обнаружились как относительные, присущие только нек-рым состояниям М.» (Ленин).—Каково бы ни было изменение взглядов на конкретное физ. строение М., оно не может затронуть философского • определения М. и «опровергнуть» материализм, т. к. «единственное свойство М., с признанием к-рого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» (Ленин). Лит.: Ленин Н., Материализм и эмпириокритицизм; Максвелл Д., Речи и статьи, М.,-1901; П ер-реп Ж-, Атомы, М., 1924;Сведберг Т., Материя и ее исследование в прошлом и настоящем, М., -1924; Физика XX века (сб. статей), М.—Л., 1928; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах; он же, Диалектика природы; о н ж е, Анти-Дюринг, гл. V—"VIII. См. также лит. к ст. Витализм.                                                          В. Гессен.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Синонимы:

Антонимы:

Смотреть что такое "МАТЕРИЯ" в других словарях:

  • МАТЕРИЯ — одно из наиболее многозначных филос. понятий, которому придается один (или некоторые) из следующих смыслов: 1) то, определяющими характеристиками чего являются протяженность, место в пространстве, масса, вес, движение, инерция, сопротивление,… …   Философская энциклопедия

  • МАТЕРИЯ —     МАТЕРИЯ (ὕλη), понятие древнегреческой, затем всей европейской философии; играет важную роль в онтологии, натурфилософии, теории познания. Основные значения понятия материи: 1) субстрат, «подлежащее», «то, из чего» (Аристотель) возникают и… …   Античная философия

  • МАТЕРИЯ — (лат. materia). 1) вещество; все, что имеет вес, занимает пространство, все земное, стихия. 2) в общежитии: гной. 3) всякая ткань, аршинный товар. 4) сущность сочинения, статьи или речи, б) отвлеченное понятие вещественности. Словарь иностранных… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Материя —  Материя  ♦ Matière    Не следует смешивать научное понятие материи, относящееся к физике и развивающееся вместе с ней, с философским понятием (категорией) материи, которое также может эволюционировать в зависимости от появления тех или иных… …   Философский словарь Спонвиля

  • МАТЕРИЯ — МАТЕРИЯ, материи, жен. (лат. materia). 1. только ед. Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им (филос.). «…Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение…» Ленин. || То …   Толковый словарь Ушакова

  • Материя — (лат. materia зат) материалистік дәстүрде санаға (субъективтік шындыққа) қатынасты бастапқы (объективтік шындық) статусына ие субстанцияны білдіретін философиялық категория. Бұл ұғымның екі негізгі мағынасы бар: категориялық : әлемнің ең терең… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • материя — См. вещь, содержание... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. материя вещество …   Словарь синонимов

  • МАТЕРИЯ — (лат. materia) вещество; субстрат, субстанция; содержание. В латинский философский язык термин введен Цицероном как перевод греч. hyle. понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАТЕРИЯ — (латинское materia), вещество; субстрат, субстанция; содержание (в отличие от формы). В латинском философском языке термин введен Цицероном как перевод греческого hyle. понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой… …   Современная энциклопедия

  • МАТЕРИЯ — (лат. materia вещество) философская категория, которая в материалистической традиции (см. МАТЕРИАЛИЗМ) обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное… …   История Философии: Энциклопедия

Книги

  • Материя, Бэнкс И.М.. Принц Фербин чудом уцелел после битвы, в которой погиб его отец — король Хауск, повелитель сарлов, населяющих Восьмой уровень пустотела Сурсамен. Вынужденный спасать свою жизнь, принц… Подробнее  Купить за 463 руб
  • Материя (+CD), Иноземцева Виктория Викторовна. Говорить о Виктории Иноземцевой трудно, потому что её стихи прозой не пересказываются и к освещению общемировых тем не сводятся. Но точнее, музыкальнее и проще никто ещё не раскрыл в поэзии… Подробнее  Купить за 281 руб
  • Материя, М. Васильев. Автор широкими мазками рисует окружающий нас мир, поднимаясь по "ступеням" материи: законы, управляющие элементарными частицами, атом, энергия, кристалл, Земля, ее материки и океаны, планеты… Подробнее  Купить за 280 руб
Другие книги по запросу «МАТЕРИЯ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.